Отрывки из специального выпуска заводской газеты "За Родину!" ОАО "МПП им. Чернышева", посвященной 75-летию предприятия
№ 25-26, 9 ноября 2007 года. Полностью - Ссылка
http://forumupload.ru/uploads/001a/81/1a/2/t67474.jpg

История производства. Технологии и Люди производившие МК Крот...
(продолжение, см. начало - по ссылке)

На предприятии нет обособленного производства ТНП: детали и сборочные единицы изготавливаются в тех же производственных цехах, где производятся и авиационные двигатели. Поэтому и система управления производством, и комплексная система управления качеством основной продукции одни и те же, а из общего количества стандартов предприятия - 114, на ТНП распространяются - 75. Именно этим и объясняется стабильное и высокое качество ТНП, выпускаемых ОАО «ММП им. В.В. Чернышева».
Не случайно заслуженным авторитетом у населения из-за высокого качества пользуются лодочный мотор «Нептун», мотокультиватор «Крот», неоднократно аттестованный на высшую категорию качества, и другие ТНП.

Основой высокого качества впускаемых товаров являются передовые технологии, современное оборудование и квалифицированный персонал. Так, наиболее сложные детали и сборочные единицы мотокультиватора и лодочного мотора длительное время изготавливает цех 66: поршни - на модернизированных токарных станках повышенной точности чешского производства мод. SV- 18RA, SUI-32; окончательная обработка внутренних поверхностей цилиндра МК - на уникальном многопозиционном хонинговальном станке мод. 2VZH160/350 фирмы Kadia (Германия); изготовление картера МК - на линии специальных агрегатных станков фирмы SAS (Югославия), токарная обработка поршней и цилиндров - на участке станков с ЧПУ и т.д.
Специально для сборки ТНП в 1995 году был сдан в эксплуатацию сборочный цех 77 производственной площадью 3000 кв.м, рассчитанный на сборку 30.000 лодочных моторов в год при двухсменной работе. В цехе располагаются малярное отделение, отделения конвейерной сборки лодочных моторов, МК и двигателей для них, отделение сборки подузлов, механизированный склад готовых деталей, упаковочное отделение и т.д.

Освоение производства в короткие сроки технически сложных ТНП: лодочных моторов «Москва», «Нептун», а затем и мотокультиватора «КрОТ», стало возможным благодаря высокому профессиональному мастерству рабочих, конструкторов, технологов, персоналу других профессий, руководителей производств - от мастера до генерального директора. Многих из них уже нет среди нас, другие продолжают трудиться и в настоящее время. В первую очередь нельзя не вспомнить добрым словом работников литейных цехов 23, 28 (позднее слившимся с цехом 23), 55. Только в лодочном моторе «Нептун» насчитывается 44 наименования литейных деталей, часть из которых является сложными и крупногабаритными.
Первые партии лодочных моторов «Москва» и «Нептун» отправлялись в торговую сеть с деталями, изготовленными методом литья в землю. Модели для этих деталей изготавливались лучшими модельщиками цеха28 Мягковым В.П., Леоновым П., Касмыниным В.Ф.
За короткое время литье в землю заменилось на литье в кокиль, при этом кокильная оснастка изготавливалась под непосредственным руководством зам. начальника цеха Голубева А.И., одного из лучших специалистов -литейщиков в авиационной отрасли. Много энергии и изобретательности вложили в доводку оснастки и организацию производства качественных отливок зам. начальника цеха Безменов В.С., металломодельщики - Грачев И.П., Лукашин М.И., слесарь ремпри Анатольев В.Н., металломодельщик Новиков О.Я, разметчик Павлов А.С., фрезеровщики Самсонова А.М., Нижегородов Б.А., начальники техбюро Болдырев В.А., Сырин В.А., технологи-Балашова Т.М., Соколова Т.П. (ныне начальник техбюро цеха23), начальник цеха Левин Я. Е., а позднее сменившие его Славин Ю.Т., Гаврилин В.И. Земляные формы для первых отливок картера и головки цилиндра МК «Крот» готовил лучший формовщик цеха Лепилин А.И. Одна из самых сложных отливок мотокультиватора - чугунный цилиндр отливается в цехе 55.
Первую деревянную модель для этого цилиндра изготовил в 1981 году (и сохранил до наших дней!) лучший модельщик цеха 55 Любенин Н.П., первые отливки цилиндра обрабатывал под руководством Пешехонова К.И. (тогда старший мастер) обрубщик Тимофеев Н.И.
О сложности конструкции отливки цилиндра МК говорит тот факт, что позднее её не смогли освоить ни ММПО «Салют», ни ОМПО им. П.И. Баранова (г.Омск).

Коллектив цеха 2 (ныне вошедший в состав цеха 1) осваивал точнейшие детали (с микронными допусками) коленчатого вала (щеки, шатуны, валики) и реверс-редуктора (шестерни, рессору, валик гребного винта, храповик).
Шестерни лодочного мотора «Нептун» имели круговой зуб, и технологам, наладчикам, фрезеровщикам пришлось немало поломать голову, чтобы добиться наилучшего пятна контакта зубьев сопрягаемых шестерен. Цехом в то время руководил Смиронов И.Н. В разработке технологии и доводке технологических процессов изготовления деталей лодочного мотора на рабочих местах непосредственно участвовали начальник техбюро Давыдов С.А., технологи Дмитриев П.А., Карпов В. И., Рогов С. Я., сменный мастер Факаев В.Д., крупнейшие специалисты по фрезеровке и шлифовке зуба Фролов В.В, Семеряков И.Ф. иныне работающие Корепанов В.М. - зам. начальника цеха, ст. мастера ВенедеевП.В., Захаров Н.П., мастер Осипов Ю.И., слесарь Монахов В.Б., резьбошлифовальщик Купряшкин А.Д., конструктор Никифоров Н.В.
Одна из самых опытнейших контролеров по шестерням: Шемарова В.А. прекрасно помнит, с какой тщательностью проверяла параметры (100%) первых деталей лодочного мотора «Москва»: валики гребного винта и рессоры, включая замеры твердости. В освоении корпусных деталей лодочного мотора активное участие приняли работники цеха 5: Батюк В.В. - зам. начальника цеха, Цитрон И.Х., технолог, Плешанов В.А. - ныне зам. начальника цеха, Савельев Н.Д.-наладчик, Екселев Н.С. - оператор станков с ЧПУ.

Особое место среди цехов, выпускающих продукцию ТНП, занимает цех 66. Его коллектив на протяжении многих лет в больших количествах производил качественную сборку и упаковку известных на всю страну примусов туристских ПТ и газовых плиток П-2. Организацией производства и освоением этих изделий занимались начальник цеха Голдин Н.Б. и его заместитель Третьяков O.Н., позже цехом руководили Гусев В. Н., Юдаков В. И. Потом в цехе стали выпускаться соковарка, тележка ручная, автомобильная лебедка «Спутник», ручная кофемолка «Мельница», массажер «Бодрость» и другие ТНП.
В настоящее время цех изготавливает одни из самых ответственных деталей лодочного мотора и мотокультиватора – поршни и цилиндры, картера, маховики и другие. Руководит цехом Лысенко В.С, ранее проработавший много лет начальником производства ТНП. В обеспечении высокого качества выпускаемой цехом продукции заслуга заместителей начальника цеха Мелянцея А.В., Титова Г.А., оператора станков с ЧПУ Герасимова М.Н., токаря Вахлакова А.В., старших мастеров Мазарчука Д.П., Иванникова Н.Ф., электроника Белова Н.В.

Предприятие по праву гордится своим новым техническим центром по обслуживанию выпускаемых ТНП, расположенным в удобном для населения месте по адресу г. Москва, ул. Б. Набережная д. 9, корп 1.
Центр, оснащенный всем необходимым оборудованием, инструментом и испытательными стендами, осуществляет гарантийные и после гарантийные ремонты, продажу запасных частей, техническое обслуживание и консультации. Он же заключает договора с сервисными центрами, мастерскими «Рембыттехники», расположенными практически во всех регионах РФ, на ремонт и техническое обслуживание ТНП, выпускаемых предприятием. Весь парк сервисных центров и мастерских, а также торговых организаций и магазинов, реализующих продукцию предприятия, полностью обеспечен необходимыми рекламными материалами (календари, буклеты, рекламные ролики, техническая документация, иллюстрированные каталоги, альбомы, РЭ) и запчастями, что предопределяет качественное гарантийное и послегарантийное обслуживание ТНП. Руководит техническим центром опытный и энергичный инженер Севрюrин АД.

При больших объёмах выпуска ТНП требуется и много рабочей силы. В основном приходит молодёжь, при этом завод для многих - первая трудовая ступень до призыва в армию. Фактически производство ТНП является кузницей квалифицированных кадров для основного производства: в последствии лучших токарей, фрезеровщиков, слесарей - сборщиков и молодых людей других профессий переводят на изготовление авиационных двигателей. Наиболее талантливые из них становятся руководителями производства.
В шестидесятые годы заместителем начальника цеха 66 работал будущий генеральный директор предприятия Третьяков О.И., а бывший метролог Баров С.С. - возглавлял конструкторский отдел по ТНП (ОГК-3), также как и зам. генерального директора Носков А.А. в семидесятые годы. Самое большое пополнение получают сборочные цеха.
Так начинали свой трудовой путь слесарями-сборщиками ТНП:  Чернов М.С. -ныне главный диспетчер, начальник ПДО предприятия, Чернов В.С. - начальник сборочного цеха 30, Эйдельман В.Л. - начальник сборочного цеха 35, Чистяков М.А. и Воронин Ю.А. - старшие мастера цеха 35, Черепенин А.А. - бригадир одной из лучших бригад на сборке авиационных двигателей в цехе 35; Булычев А.Ю., Уткин А.А., Виноградов Г.А., Кирсанов И.А., Максимов С.А., Галкин О.В., Фролов В. А., Кошкин Е.О. - в настоящее время собирают авиационные двигатели также в цехе 35; Якомульский А.Ю. работает слесарем в цехе 30. В этом же цехе трудится и.о. мастера Морозов Б.А., ранее работавший токарем на участке изготовления шестерен для трактора «Беларусь».
Бывший слесарь и фрезеровщик цеха 2 Корепанов В.М., обрабатывающий детали для а/м «Москвич», - ныне зам. начальника цеха 1, один из лучших специалистов по изготовлению шестерен авиационных двигателей. Многие классные специалисты, вышедшие с участка сборки ТНП цеха 35, своими знаниями и квалификацией прежде всего обязаны великолепным наставникам молодежи этого участка-мастерам Мацкевичу В.С, Князеву Н.К., зам. начальника цеха Соколухину Н.Г. Именно они, не жалея ни сил, ни времени, учили своих «мальчишек» (так они любовно их называли) профессиональному мастерству и воспитывали в них гордость за свою профессию.
Школу производства ТНП также прошли: начальник цеха 34 Предков В.М., начальник сборочного цеха ТНП Напольнов Н.Н., его заместители Волынкин В.М. и Напольнов А.Н.

При подготовке производства первой модификации лодочного мотора «Нептун» проектированием специальной технологической оснастки, инструмента и разработкой технологических процессов сборки занимались инженеры-конструкторы отдела 3 Никонов А.Д., Хрульков А.А., Белов В.М., Барсуков Б.С., технологи Алексеев Н.Н., Самохин Н. Н., технологи цеха 35 Аэров В. Л., Баулин И.И., Майоров Л.И., Стулова Л.Н. Большой личный вклад в освоение и организацию производства новых видов ТНП: лодочных моторов «Москва» и «Нептун», мотокультиватора «Крот» и других изделии внесли в разное время генеральные директоры Чернышев В.В., Напольнов А.И., а также руководители предприятия: Пайкин Г.И., Расстанаев А.Ф., Галунов М.Д., Шмонин В.А.

В годовщину 75-летия предприятия производство ТНП переживает сложный период. Из-за больших долгосрочных заказов на авиационные двигатели (как военных, так и гражданских) оказались недостаточными мощности основных производственных цехов, численность рабочих и ИТР. Поэтому сегодня происходит перебазировка оборудования для изготовления ТНП в менее загруженные цеха, размещение на договорной основе заказов на их изготовление на других предприятиях, таких как ООО «Техоснастка» в г .Россошь Воронежской области, куда в перспективе предполагается разместить, кроме механической обработки, штамповочное, гальваническое и литейное производства. Эти меры позволят восстановить выпуск ТНП в прежних объёмах и номенклатуре, сохранить завоеванные рынки сбыта лодочных моторов «Нептун» и мотокультиваторов «Крот» (которых было продано почти 300.000 и 500.000 штук соответственно), их сервисную сеть и, как следствие, сотни рабочих мест в стране. А также наметить планы на освоение новых перспективных изделий ТНП.
Автор: Юрий Сергеевич Ефремов, Главный конструктор МК "Крот", начальник ОГК-3 (ТНП)