Историю производства мотокультиватора Крот условно можно разделить на 3 периода:
I Этап 1978– 1991гг, советский период,
II Этап 1992-2009, российский, рыночный период,
III Этап с 2000-х по наши дни -  китайская история.

I Этап, советский (1978-1991гг), включает следующие процессы - это определение потребности, постановку задачи; выбор и закупку прототипа; разработку документации; начало производства и переход к массовому серийному выпуску.
В Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.09.1977 N 843 "О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве" имелся такой пункт 7 -
Центросоюзу, Министерству торговли СССР, Министерству сельского хозяйства СССР и Союзсельхозтехнике определить в 1977 году с участием Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и других заинтересованных министерств перечень садово-огородного инвентаря и средств малой механизации сельскохозяйственных работ, подлежащих разработке, производству и продаже населению в 1978 и последующих годах.
…предусматривать в планах разработку и производство указанного инвентаря и средств малой механизации в количествах, определяемых с учетом предложений Центросоюза, Министерства торговли СССР, Министерства сельского хозяйства СССР и Союзсельхозтехники…

Согласно этого Постановления и началась вся эта история с разработкой и производством мотокультиватора Крот.

В начале осени 1978 года, с 31 августа по 14 сентября, в Москве проходила Международная выставка «Сельхозтехника-78».
Ефремов Юрий Сергеевич, тогда начальник и главный конструктор отдела товаров народного потребления (ОГК-3, ТНП) Московского завода «Красный Октябрь», по заданию руководства и МАП посещал эту выставку в Сокольниках, присматривался и изучал выставленные в павильонах экспонаты нужной тематики. В павильоне японской компании Исеки, на выставке «Сельхозтехника-78» были выставлены мини трактора и тиллеры Исеки АС-1 и АС-2. Технические данные которых вполне удовлетворяли требованиям ТЗ (технического задания) на планировавшуюся технику малой механизации для садов и огородов населения. В конце выставки был подписан контракт и эти образцы в последний день работы выставки были выкуплены, по цене 280долл. США каждая.

Далее, согласно задания, опираясь на эти прототипы, началась работа по разработке «самоходных мотокультиваторов»:
- изучение конструкции в статике и динамике,
- сбор необходимой информации,
- полная разборка и съемка размеров деталей и узлов, определение физических свойств и химических составов, составление чертежей.

Одновременно с этим, начались поиски отечественных комплектующих и составление техзаданий на те, что требовалось разработать и распределять заказы на их производство по профильным предприятиям. В этой части к работе подходили творчески, в частности, систему зажигания для двух-тактного двигателя сразу заложили бесконтактным, хотя на приобретенных экземплярах стояли контактные с механическими прерывателями. Карбюратор, воздухоочистители – выбрали из отечественного номенклатурного ряда. Первую партию поршневых колец заказали на Шауляйском велосипедно-моторном заводе "Вайрас"(ШВМЗ) – 100 штук. Дальше, кольца поставлял Ставрополь а затем Ковров. Цепь в редукторе – заказали в Даугавпилсском заводе приводных цепей…
Верхний игольчатый подшипник между шатуном и пальцем поршня – заменили соответствующим бронзовым вкладышем.
Детально и поэтапно о процессе разработки и серийного выпуска мотокультиваторов Крот Юрий Сергеевич рассказал в специальном выпуске заводской газеты "За Родину!" ОАО "МПП им. Чернышева", посвященной 75-летию предприятия, № 25-26, 9 ноября 2007 года. Остановимся только на событиях, оставшихся в тени и расспросим его о других не менее значимых вещах, которыми интересуются любители и владельцы культиватора Крот.   
https://forumupload.ru/uploads/001a/81/1a/2/t179080.jpg

Из интервью с Юрием Сергеевичем Ефремовым.
Вопросы мои (РФ): Юрий Сергеевич, расскажите пожалуйста для читателей, чем была вызвана необходимость закупки прототипа и его копирование? Как мы знаем, советские ученые и инженеры были способны решать и более передовые и сложные задачи, не имеющие аналогов и прототипов. В частности, именно в тот период на вашем предприятии начиналось освоение и производство газотурбинного двигателя РД-33 для знаменитых истребителей серии МИГ-29.

Главный конструктор изделия Юрий Сергеевич Ефремов (далее ЮС):
На тот период техника подобного класса для обработки малых площадей земли у нас в стране не выпускалась. Исключение составляли лишь «одноосные минитрактора» (класс тяжелых мотоблоков, в последствии) выпускаемые в малом количестве по лицензии западных фирм «Риони-2» (Гравели) и «Кутаиси» (Гольдони).
Известное Постановление Партии и Правительства требовали незамедлительного начала разработки и производства. В этих условиях пройти разработку «с нуля» означало бы потери времени, как минимум, на одну «пятилетку». Притом, в условиях наличия апробированных и удачных решений в данной области, это, по меньшей мере, не рационально.
«Найди опробованную реализацию, творчески улучши и доработай его для своих условий», - так примерно гласили правила «ТРИЗ» (Теория Решения Изобретательских Задач) для нашего случая. Оставалось только найти и выбрать такую практическую реализацию из множества существующих.
Тиллер Исеки, на наш взгляд, был именно таким. Время и последующие события потвердели наш выбор – мотокультиватор «Крот», без особых кардинальных изменений, уже почти 40лет выпускается и эксплуатируется на участках.

РФ: Юрий Сергеевич, расскажите пожалуйста, чем отличался первый МК Крот от прототипа?
ЮС:
Первый мотокультиватор, который в дальнейшем получил индекс МК-1, отличался своим оригинальным двигателем, который как вы понимаете, не мог быть просто скопирован подетально и чтобы сразу начал работать. Требовалось кропотливая работа и многочисленные исследования и испытания по приведению всей конструкции в согласованно функционирующий механизм – это совокупные процессы смесеобразования, зажигания, газодинамики, охлаждения, смазки, обеспечение ресурса. Вся функциональная схема прототипа по фазам газораспределения, смазки и охлаждения были пересчитаны и путем экспериментов подогнаны для нашего случая, ведь у нас на двигателе стоял другой карбюратор, бесконтактная система зажигания с автоматической установкой УОЗ от оборотов и нагрузки (на прототипе – фиксированный УОЗ и контактное магнето). Также нам пришлось форсировать двигатель на 10% по сравнению с прототипом, с 2,4 до 2,6 л.с., для улучшения динамики культиватора
.

Практически каждая деталь и узел самого мотокультиватора были также «творчески осмыслены» и в них вложены иногда дополнительные свойства и функции. Например, даже в раме - пластинка между задними планками, где крепится сошник,  был сделан оригинальной формы для соединения с окучником в последующем. Колеса имели обод другой размерности. Кнопка «Стоп» - была размещена на ручке. Практически сразу же, после первых партий, рама была несколько удлинена для размещения передней сцепки. И так, по всей конструкции…
Редуктор в нашем агрегате отливался из авиационного сплава алюминия.   В связи с этим, ширина между рамами была несколько шире. Также в редукторе нашего культиватора промежуточный вал со звездочкой и шестерней был выполнен цельносварным, в отличии от прототипа, где он был разъёмным.

РФ: Почему редуктор пошел из дюралюминия, а не штамповка стали, это же дорого?
ЮС:
Дело в том, что на нашем предприятии не имелось штамповочного оборудования для такого вида изготовления. Мы имели только нужное оборудование для производства авиадвигателей. Имелось литейное оборудование из авиасплавов алюминия. На это и сориентировались, не прибегая к необходимости оснащения дополнительным оборудованием для штамповки. Это заняло бы и время, и средства. Ко всему прочему, редуктор из дюралюминия получился легким, прочным, долговечным.

РФ: Юрий Сергеевич, когда и почему отказались от «втуленных» подшипников нижнего редуктора?
ЮС:
Действительно, первые партии мотокультиваторов МК-1 имели редуктор, в который подшипники валов устанавливались в стальные вкладыши впрессованные в корпус. В последствии, практика показала и расчеты подтвердили, что это было избыточным. И от этой операции отказались. В дальнейшем, отказов или неисправностей редукторов по этой причине не наблюдалось.

РФ: При переходе на двигателе с бензин А-72 на А-92 были ли осуществлены мероприятия по адаптации?
ЮС:
Соответственно, когда в стране начали снижать производство бензина А-72 (и А-76), в пользу более высокооктановых, провели соответствующие стендовые исследования. По результатам которых, стало ясно, что никаких особых мероприятий делать не придется, кроме как устанавливать более раннее зажигание.

РФ: Юрий Сергеевич, бытует мнение у некоторых старых владельцев мотокультиватора Крот, что их можно было практически свободно купить в магазинах. Так ли это?
ЮС:
Все собранные культиваторы – направлялись в торговую сеть «Центросоюза» (Центральный союз потребительских обществ СССР, 1928–91гг.)*,  а они уже у себя их распределяли по регионам.
Насчет свободной покупки…
По началу выпуска, население настороженно относилось к такой «невиданной технике». На завод приходили письма, где интересующиеся недоуменно спрашивали – «как такая машина может обрабатывать почву не имея плуга?» Приходилось разъяснять в письмах, информировать в газетах-журналах. Были сняты ролики с Моргуновым и Вициным и видеоинструкция по эксплуатации и обслуживанию мотокультиватора.
Затем, когда народ оценил пользу «мотолопаты», особенно когда началась в стране повальная раздача земельных участков под сады-огороды – МК Крот моментально стал «государственным дефицитом». Среди населения даже гуляла пословица – «Все слышали о мотокультиваторе Крот, но мало кто его видел»…
Поэтому в 1987 году было принято Решение МАП «О резком увеличении производства мотокультиваторов…», предписывающий нам передать техдокументацию для производства ещё на 3 заводах – в Омске (ОМПО им. Баранова ) и на филиалах ММПО «Салют» (в Воскресенске и Хойниках)…

РФ: После этого Решения как в дальнейшем разворачивались события?
ЮС:
Получив всю необходимую документацию для производства, а также первые натурные образцы и начальные комплекты для сборки первой партии, они в дальнейшем должны были перейти на полноценное самостоятельное изготовление и массовый выпуск культиваторов. В дальнейшем, мы им отправляли «Извещения о изменениях в ТУ», а они свои предложения по модернизации. Так в частности, было и с предложением ОМПО им. Баранова по складной ручке к МК, который предлагалось как дополнительное оснащение к работающим у потребителя мотокультиваторам для самостоятельной модернизации.

РФ: Юрий Сергеевич, приходилось слышать и читать в интернете, что между предприятиями, выпускавшими Крота существовала кооперация и специализация по выпускаемым узлам и деталям. Например, что в Омске был цех, производивший для всех других – ножи фрез?
ЮС:
По существу, никакой взаимной кооперации и разделение труда по изготовлению узлов и деталей не было. Все детали и узлы – каждое предприятие производило у себя. Разве только Воскресенский филиал ММПО «Салюта» - закупал у нас отливки цилиндра двигателя. Все покупные изделия также каждое предприятие закупало самостоятельно, исходя из своих потребностей.
С фрезами была такая история: в начальный период производства – мы их производили у себя на заводе. Был период, когда разместили их изготовление в системе ИТУ в Мордовии. Потом, после распада всех связей после 91 года – также пришлось восстановить производство у себя.

РФ: В юбилейной книге и газете, посвященной 75-летию завода, вы писали про малогабаритную тележку оригинальной конструкции Евдокимова Л.П. В чем была оригинальность и превосходные качества?
ЮС:
Во первых, она пользовалась огромной популярностью, среди владельцев, кому была нужна потребность в перевозке на короткие расстояния небольших грузов до 200кг.: урожая, со своих участков, удобрения, других тяжестей.
Во вторых, конструкция была удобной, имела цельный съемно-самосвальный кузов, ручные тормоза, удобную сцепку, сидение, пневматические колеса и соответственно легкий ход. Собственный вес 65кг – при достаточной грузоподъемности в 200кг (коэффициент свыше 3,0).
Производили эту тележку многие заводы – мы, Омск, московский «Салют», Аркалыкский моторный завод…
ММПО «Салют» также адаптировал её для комплектации мотоблоков своего производства, доведя грузоподъемность до 250кг.
Лично у меня и моих коллег по работе имеются такие тележка в комплекте к мотокультиватору.

РФ: А какая у вас модель культиватора?
ЮС:
МК-5-01 с двигателем Хонда GC-135, уже свыше 15лет без нареканий…

РФ: Юрий Сергеевич, расскажите о постсоветском периоде производства, с начала 1992 года
ЮС:
С упразднением МАП (ноябрь 1991г.) и распадом СССР (декабрь 1991г.), прервались все налаженные связи между предприятиями по производству и поставкам комплектующих и узлов (поршневых колец, цепей, подшипников, ножей фрез…). Бывшие дружественными в рамках авиадвигателестроения предприятия, стали конкурентами… Это был тяжелый период.
Если посмотреть на График по выпуску мотокультиваторов, то заметно, 1992 год был своего рода переломным для ММП им. Чернышева, заметен спад в производстве – это как раз было связано с проблемами поставок комплектующих и возобновлением производства полного цикла. Эти проблемы удалось решить в короткие сроки. Например, поставки из Прибалтики поршневых колец заменили на Ставрополь, цепей – на Ижевск. И следующий, 1993-й, был годом наибольшего производства и продаж – почти 50тыс.экземпляров за год!
Страна вступала в рыночные отношения. Организовывались новые выставки – региональные, всероссийские, международные, где мы также принимали активное участие. Это были не только смотровые площадки для будущего потребителя, но и своего рода «клубы по интересам» для производителей, где мы могли делиться опытом, завязывать деловые отношения. К нам подходили представители разных фирм и компаний с предложениями о сотрудничестве. В том числе на одной из выставок и состоялись встречи с заинтересованными партнерами на поставку импортного 4х-тактного двигателя Tecumseh на наш мотокультиватор. И так с 1995 года, пошли мотокультиваторы с 4х-тактными инодвигателями…

РФ: Юрий Сергеевич, когда завершилось производство МК Крот на заводе им. Чернышева?
ЮС:
Завершение производства мотокультиваторов у нас на заводе произошло в 2009году….
Тогда было принято трудное решение о ликвидации направления «ТНП» и сосредоточения всех усилий на основном – производстве газотурбинных двигателей.
Были ликвидированы все производственно-технологические линии выпуска товаров народного потребления. Производственный потенциал переведен на основной продукт, как ИТР, так и другие работники. Многие – были уволены за сокращением штатов…
Это тяжело переживалось, ведь там осталась большая часть нашей жизни. Почти вся жизнь…

https://forumupload.ru/uploads/001a/81/1a/2/t683666.jpg
В заводском музее

________________
Прим*
К 1985году «Центросоюз»  обеспечивал до 27% товарооборота во всем СССР, в сельской местности - до 80%. Сеть кооперации к началу 90-х насчитывала почти 400 тыс. розничных торговых предприятий и более 100 тыс. предприятий общественного питания, на которых в совокупности трудилось 3,5 млн. работников. Число пайщиков при этом составляло около 25 млн. человек. 
У нас при заводе существовал фирменный магазин – куда поступала малая часть выпущенного. Также часть – могла распределяться по МАПовской системе взаимозачетов между предприятиями.

Справка
К концу первого десятилетия 2000-х ММП им. Чернышева оказалось на грани несостоятельности, т.е. банкротства.
Акционерами и Руководством предприятия были приняты соответствующие решения о выходе из кризиса, в число мер включались и не популярные, в т.ч. следующие:
- отказа от некоторых видов деятельности и диверсификация производства по основным направлениям хозяйственной деятельности (т.е. отказ в том числе от направления ТНП),
- сокращение расходов на содержание не профильных активов и объектов путем их продажи, а объектов жилсоцкультбыта - путем передачи их в муниципальную собственность.

Продолжение истории «Завода им. Чернышева».
9 августа 2017 года, АО «ММП имени В.В.Чернышева завершило погашение токсичной задолженности перед ПАО «Сбербанк России» и АО «Альфа-Банк».
Сегодня ОАО "ММП имени В.В. Чернышева", входящий в корпорацию ОДК - это стабильный, современный, модернизированный комплекс, включающий в себя литейное, термическое, сварочное, гальваническое, кузнечно-прессовое, механообрабатывающее, механосборочное, испытательное производства.
Основная продукция ММП имени В.В. Чернышева сегодня - двигатели для легких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолетов, вертолетов, самолетов местных воздушных линий, легких транспортных самолетов, беспилотных летательных аппаратов.