Первая модель мотокультиватора МК-1 "Крот" производилась, как одноцелевая машина только для культивирования почвы. В дальнейшем, технические возможности мотокультиваторов увеличились и они стали способны выполнять широкий спектр работ с навесным оборудованием.
Ниже представлены фотографии одного из первых экземпляров мотокультиватора Крот МК-1 с музея завода им. Чернышева
Основными узлами МК-1 являются двигатель со встроенным редуктором, трансмиссия, система управления, рабочие органы, сошник, колеса.
Двигатель марки ММЗ КОЗ 501, 2-х тактный, карбюраторный, воздушного охлаждения. Система смазки: бензин с маслом М8-М12 (или МГД-14М) с пропорции 40:1.
Технические характеристики двигателя ММЗ КОЗ 501
- рабочий объем 60 см3
- карбюратор К60В
- мощность двигателя 2.4 л.с.
- топливо, смесь бензина А-76(АИ-80) с маслом
- расход топлива от 1 л/час
- объем топливного бака 1.8 л
Коленчатый вал двигателя выполнен разъемным из стали 18Х2М4А, подвергнут цементации и закалке. Ось кривошипа ставится с натягом.
Двигатель имеет в своем составе одноступенчатый редуктор снижающий обороты коленчатого вала с максимальных 5,5-6,0тыс. до 2,5-3,0об/мин на выходном валу.
Трансмиссия культиватора обеспечивает передачу крутящего момента к рабочим органам и состоит из клиноременной передачи и нижнего двухступенчатого редуктора. Клиноременная передача выполняет и функцию сцепления. На выходном валу цепной передачи редуктора устанавливаются рабочие органы.
Система управления культиватором состоит из двух регулируемых по длине и ширине рукояток. На левой из них расположен рычаг управления дроссельной заслонкой карбюратора, на правой- рычаг управления сцеплением. Для остановки двигателя в системе управления имеется кнопка «Стоп».
Рабочие органы выполнены в виде роторов, каждый из которых имеет четыре ножа специальной формы. Фрезерный барабан диаметром 320 мм собирают из двух или четырех роторов. В первом случае ширина обрабатываемой полосы составляет 330 мм, во втором — 580 мм. Если дополнительно установить еще два ротора, что позволяет конструкция мотоблока, то ширина обрабатываемой полосы составит 830 мм. Фрезерный барабан вращается с частотой 85 мин и обрабатывает почву на глубину до 20 см (в зависимости от настройки).
Движение мотоблока вперед осуществляется за счет вращения рабочих органов — роторов, одновременно выполняющих технологический процесс.
Сошник устанавливается позади рабочих органов и выполняет функцию регулятора глубины обработки почвы. Установка сошника по высоте производится ступенчато.
Пара колес в виде дисков с резиновым ободом не имеет привода и служит лишь для перемещения культиватора, а во время работы колеса поднимают вверх.
Производительность МК-1 при фрезеровании почвы на глубину 20 см составляет 0,017 га/ч, а при культивации на глубину 10-12 см — 0,05 га/ч, то есть его применение на наиболее трудоемких операциях обработки, почвы увеличивает производительность труда по сравнению с ручным более чем в 5 раз.
В дальнейшем, к мотокультиватору МК-1 промышленность начала поставлять дополнительные устройства:
- полольники, имеющие ножи Г-образной формы с клиновидным лезвием;
- диски, защищающие от повреждений при роторной обработке почвы;
- окучник.
Используя эти устройства, можно было скомплектовать агрегат, например, для комбинированной обработки междурядий картофеля: полольники устанавливают вместо рабочих органов-роторов, а защитные диски на валы секций полольников; окучник монтируют вместо сошника на заднюю часть рамы. При работе агрегата ножи-полольники рыхлят почву, подрезают сорные растения и одновременно способствуют перемещению мотокультиватора, а окучник по взрыхленной почве окучивает за один проход две смежные грядки с одной стороны каждую. Такой агрегат обрабатывает 0,14 га/ч, что в 18 раз производительнее выполнения аналогичных работ вручную.
Основные технические характеристики мотокультиваторов Крот
Габаритные размеры в рабочем положении:
Длина: 1000-1300 мм;
Ширина: 350-800 мм;
Высота: 710-1060 мм.
Ширина захвата фрез: от 350 до 600 мм.
Диаметр фрезы (ротора с ножами): 340 мм.
Масса (без топливной смеси в баке): 51,5 кг.
Глубина обработки земли – 250 мм;
Производительность при фрезеровании – 150-200 квадратных метров в час.
Источник: https://tractorreview.ru/tehnika-dlya-d … stiki.html
Габаритные размеры мотокультиватора Крот позволяют его свободно разместить в багажнике или на крыше автомобиля.
Фото образцов мотокультиватора МК-1
Как видно на фото, данная модель Крота МК-1 от последующих имела следующие особенности -
- на первых партиях выпуска комплектовалась "изековской короткой рамой", длиной не более 33см, , в дальнейшем не позволявшая без дополнительной платформы установить 4х тактные двигатели типа Honda GX160-200
- размещение кн."Стоп" на хомуте
- размещение краника топлива на раме
- скромный набор оснащения, по сравнению с дальнейшими моделями.
Вместе с тем, данная модель, в отличии от поздних, имела "втуленные подшипники" редуктора трансмиссии!
Под "втуленными подшипниками" имеется в виду, установка всех шарикоподшипников валов в редукторе на дюралевый корпус через стальные запрессованные втулки, что и позволял иметь редуктору практически неограниченный ресурс.
В дальнейшем, в производстве культиваторов "втуление" сошло на нет. Хотя встречались редукторы с частичными втуленными подшипниками, как правило "верхние", - на входном валу.
Частично "втуленные подшипики" -
Полностью "втуленный редуктор" -
На базе энергоблока, используемого в мотокультиваторе МК-1 «Крот», был разработан набор сельскохозяйственных орудий и мини-машин, применяемых как с МК-1 «Крот», так и в более полном наборе с его модификациями МК-2 «Крот». Причем, МК-2 и последние модификации по принципу работы оцениваются уже как легкие мотоблоки.
Всего мотокультиваторов ранней модели МК-1 по 1987 год было выпущено - 34.329шт. из общего числа выпущенных мотокультиваторов на заводе им. Чернышева - свыше 500тыс.экз. При этом, ряд последних партий могли уже комплектоваться как МК-1А.