Отрывки из специального выпуска заводской газеты "За Родину!" ОАО "МПП им. Чернышева", посвященной 75-летию предприятия
№ 25-26, 9 ноября 2007 года. Полностью - Ссылка
Краткая справка
Разработкой новых конструкций ТНП и модернизацией существующих на предприятии занимается ОГК-3 (отдел 40), созданный в 1968 году. Главная задача отдела - поиск, разработка конструкторской документации и сертификация изделий ТНП, исходя из потребностей рынка и возможностей предприятия.
Отделом разработаны различные модели и модификации лодочного мотора «Нептун», мотокультиватора «Крот», навесные орудия к МК: косилка, тележка ТО-200, насосная установка и другие товары народного потребления, которыми по праву может гордиться коллектив нашего предприятия.
Редакция газеты предлагает своим читателям материалы, подготовленные начальником ОГК-3 Юрием Сергеевичем Ефремовым к юбилейной дате - 75-летию предприятия.
Значительное повышение цен в сентябре 1981 года привело к резкому падению спроса не только на лодочный мотор «Нептун-Зб», но практически и на все другие ТНП. В то же время МИНАВИАПРОМ (МАП) требовал от руководства предприятия увеличить объёмы выпуска ТНП в кратчайшие сроки.
И опять заводские конструкторы нашли выход из трудного положения. Ими заблаговременно на одной из с/х выставок был выбран и приобретён японский образец тиллера Исеки (сейчас это - самоходный мотокультиватор), предназначенный для обработки почвы специальной фрезой на мелких частных земельных участках. Подобных машин в нашей стране ещё не производилось, поэтому ОГК-3 сразу приступил к изучению конструкции и сбору необходимой информации, в том числе поиску отечественных комплектующих. По эскизным чертежам осенью 1981 года были изготовлены, собраны и испытаны два опытных образца, а в декабре этого же года генеральный директор нашего предприятия Чернышев В.В. дал указание об организации производства первой установочной партии мотокультиваторов «Крот» в количестве 100 штук.
На выпуск чертежей МК, оснастки и инструмента, изготовление оснастки были даны очень жесткие сроки. Все работали непрерывно, вечерами и по выходные дни в течении трех месяцев, поэтому техническая документация была сделана в установленные сроки.
При разработке конструкции и выпуске чертежей мотокультиватора основные работы под руководством начальника ОГК-3 Ефремова Ю.С. были выполнены инженерами Румянцевым Б.Л., Петлюком Л.Х., Стрельцовым В.И., Иваниковой С.М., Савиным В.М., Юркиным А.Г., Кунцман С.А., техниками Удриной Л.Г., Петровой Н.А.
Всю техническую документацию (технические условия, карта уровня и качества - КТУ, эксплуатационная документация, программы-методики испытаний, нормативный перечень запчастей и т.д.), необходимую для отправки мотокультиваторов в торговую сеть, разработали инженеры Яшин Б.И., Кузнецов В.В., Логачев А.Н.
Изготовление необходимых опытных деталей, сборку и испытания отдельных узлов и мотокультиватора в целом, замеры деталей производили рабочие ОГК-3: Грошев И.И.-опытнейший жестянщик, Константинов Г.В, - фрезеровщик, Хрусталев О.А., Новиков Н.А., Колчинский А.Я. - испытатели-двигателей, Казакова Л.Е. контролер.
После сдачи конструкторской документации также напряженно работали службы отделов главного технолога и главного металлурга, но изготовление оснастки было задержано на целый год из-за перегрузки подготовительного производства заказами по оснащению нового авиационного двигателя - изделия 88 для самолета МИГ-29. Вследствие этого первая партия мотокультиваторов, получивших название «Крот», была выпущена в апреле 1984 года - впервые в стране среди подобных изделий. Благодаря МК «Крот» сначала десятки, а затем сотни тысяч простых тружеников избавились от выполнения самой тяжелой операции по обработке почвы на своих огородных и садовых участках - копать землю лопатой.
Мотокультиватор «Крот» с двухтактным двигателем мощностью 2,4 л.с. относится к классу современного механизированного садово-огородного инструмента. Основной рабочий орган - фрезы (ротора с ножами специальной формы). По сравнению с традиционным плугом, «Крот» гораздо лучше рыхлит почву, измельчает сорную растительность, равномерно перемешивает с землей органические и минеральные удобрения. С его помощью можно выполнять различные операции: неглубокую вспашку без оборота пласта, рыхление, выравнивание почвы, прополку междурядий, а в дальнейшем окучивать, нарезать гряды, перевозить различные грузы, косить и т.д.
Большие усилия предприятие предприняло по организации рекламы МК «Крот», т.к у населения практически отсутствовала какая-либо информация о начале производства и возможностях этого изделия. Были опубликованы соответствующие публикации в многотиражных журналах «Приусадебное хозяйство», «Техника-молодежи», ряде центральных газет, в том числе в «Труде» и «Московской правде», напечатаны настенные, карманные календари и просто плакаты «Мотокультиватор Крот», Одним из самых удачных образцов рекламы оказался рекламный фильм, снятый Свердловской студией документальных фильмов с участием популярных киноартистов Г. Вицина и Е. Моргунов. В результате спрос на «Кроты» постоянно повышался.
В 1987 году были разработаны и внедрены конструкции навесных орудий для МК: окучник однорядный, полольники и диски для защиты растений, что значительно расширило функциональные возможности мотокультиватора и количество желающих его приобрести. В том же году были внедрены и разработанные в ОГК-3 колеса с грунтозацепами, создававшие большее тяговое усилие, чем полольники, что значительно облегчило труд оператора при окучивании. Разработанные навесные орудуя к «Кроту» обладали новизной и оригинальностью, вследствие чего работниками предприятия Ефремовым Ю.С., Носковым А.А., Расстанаевым А.Ф., Румянцевым Б.П., Стрельцовым В.И. и Хрусталевым О.А. были получены авторские свидетельства на изобретения: номера 1155169, 1342439, 1373338, 1519533.
За разработку и внедрение в серийное производство мотокультиватора «Крот» разработчикам, зам. главного технолога, зам. начальнику производства и зам. начальника сборочного цеха - Ефремову Ю.С., Петлюку Л.Х., Самохину Н.Н., Шмонину В.А, Напольнову Н.Н., - были присуждены премии советских профсоюзов с вручением нагрудного Знака «Лауреат премии советских профсоюзов».
По указанию З ГУ МАП ТМКБ «Союз» разработал модернизированный вариант «Крота», превратив его в маленький мотоблок. С помощью дополнительных принадлежностей: подвески, кронштейна и двух больших колес к «Кроту» стало возможным подсоединение тележки, косилки, насосной установки и т.д. Эти навесные орудия также были разработаны конструкторскими коллективами ТМКБ «Союз», а впоследствии внедрены на ОАО «ММП им. В. В. Чернышева». Модернизированному варианту «Крота» был присвоен индекс «МК-2». Активное участие в разработке и испытаниях конструкций ТНП приняли зам. главного конструктора Страшелюк В.А., Вьюнов С.А., начальник РКО Хорошутин И.И., начальники групп Кубышкин А.В., Горячев В.В., конструкторы Точенов В.П., Кондрин К.В, Чудинов Н.Т., Евстигнеев Ю.А., Холопов А. А., Рашкин В.А., Коровина Н.В., Кондакова Л.В. и др.
Из разработанных дополнительных принадлежностей к МК-2 самой удачной оказалась малогабаритная тележка оригинальной конструкции Евдокимова Л.П., которая и сегодня является лучшей из имеющихся в продаже, как отечественных, так и импортных.
Но помимо преимуществ, конструкция МК-2 имела и существенные недостатки: увеличенный на 12 кг вес, большая стоимость и повышенная трудоемкость. Поэтому выпуск её продолжался всего два года ( 1987-1988 г.г.), а на смену ей пришла разработанная ОГК-3 модель модель МК-1А, лишенная указанных недостатков, и которой позднее был присвоен индекс МК-1А-02.
Из-за массового выделения гражданам страны земельных участков в личное пользование, мотокультиватор «Крот» превращается в «государственный дефицит». Министерство авиационной промышленности принимает решение о резком увеличении выпуска «Кротов», По его указанию документация на мотокультиватор передается ММПО «Салют» (*см. производство МК на ВМЗ и ХМЗ) и ОМПО им. Баранова (г. Омск), который до настоящего времени выпускает это изделие под названием «Крот-Ом».
ТМКБ «Союз» для нашего предприятия разработало также более сложную конструкцию легкого мотоблока - мотофрезу МТФ-1, имевшую две скорости вперед, одну - назад, поворотные ручки управления, специальный вал отбора мощности (ВОМ) и т.д. Но в связи с тем, что в этот период подготовительное производство было загружено изготовлением оснастки для изделия 88, было принято решение МТФ-1 в серию не внедрять. В настоящее время эта конструкция с четырехтактными импортными двигателями мощностью от 3,5 до 6,0 л.с .. под названием мотоблок «Салют» выпускается ММПО «Салют».
К середине 90-х годов развертывается ожесточенная конкурентная борьба за рынок сбыта малогабаритной с/х техники. В России выпуском мотокультиваторов и мотоблоков стало заниматься более 20 крупных предприятий. В продаже в больших количествах стала появляться аналогичная импортная техника с четырехтактными двигателями.
Для сохранения спроса на мотокультиватор предприятие совершенствует его конструкцию и выпускает к нему дополнительные орудия:
- 1995 год - новая модель «Крота» МК-1А-01, с задним ходом;
- 1996 год - установка насосная УН-1;
- 1997 год - новая модель «Крота» МК-1А-01Ц с задним ходом и центробежным регулятором двигателя.
- 1998 год - тележка одноосная ТО-200;
- 1999 год – косилка навесная фронтальная.
Разрабатываются и внедряются конструкции мотокультиваторов «Крот» с четырехтактными двигателями ведущих мировых фирм производителей:
- 1995 год - мотокультиватор «Крот» MK-3-01 с двигателем ВН-35 мощностью 3,5 л.с, фирмы «Текамси» (Италия);
- 1997 год - мотокультиватор «Крот» МК-3-02 (без заднего хода);
- 2003 год - мотокультиватор «Крот» МК-3-04 с двигателем ГЕО-ТЕК 35 мощностью 3,5 л.с. фирмы «Текамси»,
- мотокультиватор «Крот» МК-4-01 с двигателем «Бриггс и Стрэттон» мощностью 3 ,5 л.с. одноименной фирмы (США);
- 2005 год- мотокультиватор «Крот» МК-3-05 с двигателем ГЕО-ТЕК 40 мощностью 4 л.с. фирмы «Текамси» (Италия);
- мотокультиватор «Крот» МК-5-01 с двигателем GC-135 мощностью 4 л.с, фирмы Хонда (Япония);
- 2007 год мотокультиватор «Крот» МК-6-01 с двигателем ЕХ 13ОД мощностью 4,3 л.с, фирмы «Субару Робин» (Япония);
- мотокультиватор «Крот» МК-7-01 с двигателем ИМ 120 мощностью 4л.с. фирмы «Инногард Консуят ЛТД» (Венгрия).
В период с: 1999 по 2002 годы импортные двигатели для МК «Крот» не закупались из-за произошедшего в стране дефолта в 1998 году. Деньги у населения обесценились, и сбыт находили только мотокультиваторы MK-1A-02 и МК-1А-01Ц с двигателями собственного производства как более дешевые.
Всего за период с 1984 по 2006 годы было разработано 14 различных моделей и модификаций мотокультиваторов «Крот», общий выпуск которых по состоянию на 1.01. 2007 год составил 491.618 штук.
Автор: Юрий Сергеевич Ефремов, Главный конструктор МК "Крот", начальник ОГК-3 (ТНП)